Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Гимназия №117»
Конкурс творческих работ «Вахта памяти», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Номинация: 1.2. «Сочинение»
Выполнил: Иванова Мария Владимировна
учащаяся 7 «А» класса.
Руководитель Напалкова Татьяна Витальевна
Учитель русского языка и литературы
Страницы моего дневника.
Иванова Мария Владимировна, ученица 7 «А» класса
БОУ «Гимназия № 117»
Предисловие.
Не знаю, хорошая или плохая привычка вести дневник, но желание выплеснуть
свои мысли на бумаге и проанализировать их было у меня давно. Знаете, это
действительно помогает, ты будто видишь свои проблемы со стороны и лучше
понимаешь, как их решить. Но сейчас не об этом. Я просто хочу рассказать о моем
видении войны, в частности, блокады Ленинграда. А страницы из моего дневника
помогут вам лучше понять, почему я вижу те события именно так.
07.02.15.Урок литературы.16:30.
На уроке литературы преподаватель рассказала, что
объявили конкурс сочинений «Потомки помнят славную Победу», предложила подумать
об участии в нем.
Этот же день. Вечер. Около 20:00.
Я дома. День выдался трудным. Зачеты, контрольная.
Стоит ли «подумывать» о каком-то конкурсе, когда и без того времени не хватает
даже на уроки?..
09.02.15. Урок литературы.
Читали «Ленинградскую поэму» О.Бергольц, слушали 7-ую
симфонию Шостаковича.
Простые, выстраданные строки стихов
поэтессы-ленинградки сплелись в моем сознании с музыкой
композитора-ленинградца. Я думала: какой же должна была быть сила духа этих
людей, чтобы вселять уверенность в победе в себя и других? Какой силы любовь к
Родине, своему родному городу!
Ясно представлялось мне туманное от жгучего мороза Ладожское
озеро, плотную пелену над которым освещали прожектора. Света фар едва-едва
хватало, чтобы не угодить в полынью. И вот у заглохшего мотора человек с
горящими руками, но эту картину заслоняет уже другая – жадно глядящие на хлеб
глаза ленинградцев.
А над ними летит, как неведомая птица, могучая музыка
Шостаковича. В ней и мученические страдания, и сила духа, и неподдельный
героизм, и уверенность в победе. Мне кажется, что я слышу в ней даже страх
немцев, тот самый страх, который заставил их остановить налеты на город,
услышать музыку победителей.
12.02.15.
Школьный конкурс чтецов «Живая классика».
Моя одноклассница читала отрывок из книги
«Воспоминания блокадников». Она заплакала, у нее перехватило дыхание, и она
забыла текст. Это было невероятно, потому что она дважды читала этот отрывок
перед классом и делала это прекрасно. Было ли это простое волнение? Ясно одно –
она прочувствовала этот текст и представила себя на месте той блокадницы.
10.02.15.
Воскресенье
Весь день размышляю: стоит ли писать сочинение? Преподаватель
посоветовала подумать над жанром. Сочинение-размышление? Рецензия на
прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль?
Да, я знаю о войне достаточно: когда происходили основные битвы, в чем
состоял стратегический план Гитлера и почему он проиграл войну. И вместе с тем
я ничего не знаю о войне. Но я хочу попытаться понять мотивы поведения людей,
очевидцев Великой Отечественной войны.
Этот же день
перед сном.
Не могу заснуть. Перед глазами мелькают то страницы из дневника
блокадницы Тани Савичевой, то кусочек блокадного хлеба, словно пропитанного
кровью, то вечный огонь, хранящий память о тех, благодаря кому город на Неве
сейчас живет и процветает.
И вдруг я слышу отдаленный стук метронома, означавший, что город еще жив,
еще бьется его сердце, которое остановить не сможет, пожалуй, ничто и никто в
этом мире. Эта сила жизни и любви к родному городу восхищала меня всегда, но
сейчас я, как мне кажется, смогла ненадолго приблизиться к ней.
Странно, воспоминания о посещении музея блокады еще очень свежи, это было
будто вчера, хотя с момента поездки в Петербург прошло уже больше года.
И невозможно выразить словами то, что мне удалось увидеть.
13.02.15.
Модульное занятие.
Разбирали отрывок из дневника Достоевского – рассказ «Парадоксалист» и произведение
«Одна ночь» В.Быкова. Удивительно, насколько эти рассказы разные, хотя оба
пронизаны темой войны. Только в первом рассказе главный герой говорил, что
война – это даже полезно и приводил в защиту своей позиции довольно
убедительные аргументы. Автор замечает: «С мечтателями лучше не спорить». Да
только этот герой, как мне кажется, вовсе не мечтатель. Мечтатель – это нечто
возвышенное, рождающее великие произведения. Пушкин, к примеру, был мечтателем,
а этот человек, утверждающий, что война – прекрасное дело – не мечтатель. Он
просто хочет внести сомнение в ум его собеседника, который даже не нашелся, что
ответить.
Этому человеку, даже не представляющему, что есть война на самом деле,
противопоставляется солдат Иван Волока из «Одной ночи» Быкова. Он, разрываясь
между гражданским долгом и простым человеческим желанием помочь, пусть даже
врагу, в итоге и помог немцу, и выполнил долг. Удивительно, что у Ивана война
не смогла
отнять
великодушие и доброту, а у героя Достоевского явно не было ни того, ни другого
даже в мирное время. Сила духа и малодушие.
Да, я многое поняла. И уже знаю, про что буду писать свое сочинение.
14.02.15. Урок
литературы.Читали очерки А.Толстого «Фашисты в Ясной поляне»; «От русского
писателя Алексея Толстого».
Эти очерки маленькие, но несут столько переживаний автора и всего народа в целом, что сразу чувствуешь
себя одним из тех людей, которые отстаивали свои города и страну не только на
фронте, но и в тылу. Алексей Толстой так подробно описывает разрушения, которые
нанесли фашисты домику великого писателя Льва Толстого в Ясной поляне для того,
чтобы показать русским солдатам, какой есть их враг, чтобы разжечь необходимую
для противостояния ненависть.
Во втором очерке писатель призывает всех славян встать на
защиту их стран и народов: «К оружию, славяне, к оружию, к оружию! Пусть ваша
ненависть слепит глаза гитлеровцев и их опозоренных сообщников. Смерть фашизму,
смерть Гитлеру и его преступной шайке, смерть немцу, держащему оружие! Гибель
германским военным заводам! Гибель всему германскому, работающему на войну. Да
здравствует победа! Да здравствуют свободные славянские народы!»
Эти произведения поднимали боевой дух, укрепляли веру людей в
победу, в то, что Гитлер будет побежден, а небо над всем миром снова станет
ясным и чистым.
P.S.Ну что ж, вы прочитали
страницы моего дневника, которым я доверила свои мысли о войне. Я считаю, что
произведения того времени помогали солдатам воевать за свободу и мирное будущее
Родины, а защитникам тыла – отстаивать жизнь стариков, женщин и детей – тех,
кого на фронт не взяли.
И, как мне кажется, произведения военных лет тоже внесли свою
лепту в приближение Великой Победы и увековечили в бессмертных строчках тех,
кто все-таки сразил считавшуюся непобедимой армию Гитлера