Козлова Алла Владимировна


БОУ г. Омска «Гимназия №117»




Номинация 3. Поисково-исследовательские работы.


МОИ ПРЕДКИ 
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ



Выполнила:
ученица БОУ г. Омска «Гимназии №117» 8-а класса
Козлова Алла Владимировна, 2000 г.р.,
Проживающая по адресу: 
г. Омск, ул. Дианова, д. 4, кв. 95,
тел. 89620340782,
beigul-1@yandex.ru


Омск 2015

Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим… 
Это нужно не мертвым, 
Это надо живым…
Р. Рождественский «Реквием».


     В этом году исполнится 70 лет с момента окончания величайшей и одновременно самой героической страницы нашей истории – Великой Отечественной войны. Мое поколение – это уже правнуки ветеранов, но этот факт вовсе не означает, что мы можем за-быть те далекие дни, напротив, в наше время, когда фашизм вновь поднимает свою голову, нужно хорошо помнить, кто и какой ценой отправил его когда-то в могилу.
     22 июня 1941г. без официального объявления войны гитлеровская Германия вместе с многочисленными союзниками напала на нашу страну, которая тогда называлась Союзом Советских Социалистических Республик. Наши предки ответили на это вероломное нападение Отечественной войной, т.е. все силы народа были направлены на победу над фашистами, и не было ни одной советской семьи, которой не коснулось бы черное крыло войны. 28 млн. человек, наших прадедов не вернулись с фронта. В приближение победы внесли свой вклад и фронтовики, и партизаны, и члены подпольных организаций на оккупированной врагом территории. Победа ковалась и в тылу, где по 12-14 часов мужчины, а чаще – женщины, старики и подростки трудились на заводах, делая снаряды; в поле, выращивая продукты питания для фронта. Я заинтересовалась, а какую роль сыграли мои предки в победе над гитлеровской Германией и ее союзниками, чем они занимались в период с 1941 по 1945 гг.
     Цель работы – исследовать, каким образом мои предки участвовали в Великой Отечественной войне.
     Задачи: 1. Узнать, кто из предков принимал участие в военных действиях;
               2. разобраться, в составе каких войск и в каких сражениях они участвовали;
                  3. выяснить, кто из поколения прадедушек и прабабушек не был на фронте, но помогал приблизить победу в тылу;
                 4. разобраться, что знают о войне в целом и своих предках-участниках вой-ны мои одноклассники.
               Гипотеза:
Предположим, что все мои предки принимали участие в борьбе с фашистами на фронте и в тылу.
     Методы: 1) частично-поисковый (поиск фотографий предков, их документов и письменных сведений о них);
                   2) интервью (расспросы бабушек,  дедушек, родителей);
                   3) сравнительный анализ (сопоставление всех письменных и устных мате-риалов);
                  4) анкетирование.

     Мой папа рассказывал мне, что оба его дедушки погибли на фронте, причем не только он сам, но и дедушка с бабушкой никогда не видели своих отцов, хотя кое-что все-таки об их судьбах удалось узнать, причем многое благодаря электронному интернет-архиву, составленному к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
     Папин дедушка по отцовской линии Козлов Михаил Кононович 1914 г.р. до войны проживал в Оконешниковском районе Омской области, трудился в колхозе. В январе 1942г. был призван на фронт, в это время Красная Армия одержала первую крупную по-беду над врагом, ценой героических усилий защитив Москву. Пройдя краткосрочные курсы, прадедушка был отправлен в 146 отдельную лыжную стрелковую бригаду, где вскоре стал командиром взвода. Как только эту бригаду сформировали, сразу бросили в Демянский котел, где, находясь в окружении, немцы вели ожесточенные бои. Прадедушка погиб в битве у деревни Белый Бор, которую немцы в самом начале войны превратили в неприступную крепость. Она была взята Красной Армией 26 августа 1942 г., но мой прадедушка не дожил до этого, погибнув 15 августа.
     Папин дедушка по материнской линии Шакамалов Валехжан 1909 г. р. до войны проживал с семьей в Челябинске. Отсюда был призван в армию зимой 1942-1943 гг. После окончания курсов связистов он воевал в артиллерийском пушечном полку с февраля по октябрь 1943 г., налаживал связь в тяжелейших условиях, дослужился до ефрейтора. Прадедушка погиб, прокладывая связь через реку Днепр во время Днепровской операции Красной Армии. Данные об этом хранятся в военных архивах.
     Мамин дедушка по отцовской линии Бейгул Петр Ефимович на фронт не призывал-ся, поскольку имел военную бронь, т.к. работал в шахте в известном центре по добыче угля г. Черемхово Иркутской области, причем был одним из лучших шахтеров: дедушка рассказывал, что фотография прадеда висела на доске почета, т.е. он постоянно перевы-полнял норму выработки угля. Уголь был необходим фронту. Сталь, из которой отливали танки, катюши, гаубицы и другие орудия, выплавлялась в доменных печах, для этого и был необходим высококачественный уголь, добывавшийся в Черемхово. Работать приходилось по 12-14 часов в день, конечно, не было никаких выходных и отпусков. Но шахтеры понимали, для какой цели они трудятся, что они здесь в тылу тоже приближают победу. Был даже лозунг «Все для фронта, все для победы».
     Мамин дедушка по материнской линии Годлевский Василий Яковлевич 1925 г. р. был призван на фронт зимой 1944 г., когда Красная Армия уже выходила на границы СССР, и началось освобождение народов Европы от фашистов. Зимой 1945 г. мой праде-душка участвовал в боях по освобождению Польши. В январе, во время Висло-Одерской операции Красной Армии, он был ранен, осколком снаряда ему оторвало стопы обеих ног, после чего он попал в госпиталь, где и провел остаток войны и даже встретил день Победы. После этого прадедушка вернулся в село Гладиловка Тюменской области. К со-жалению, он умер в 1948 г. через два года после рождения бабушки.
Родной дядя моей бабушки Смольников Алексей Иванович 1925 г. р. был призван на фронт осенью 1943 г., когда шло контрнаступление Красной Армии после битвы на Курской дуге. Он был летчиком, и воевал в составе 1-ой воздушной армии, входившей во 2-й Украинский фронт. В октябре он был ранен на реке Днепр, попал в госпиталь, где пролежал до лета 1944 г. Затем он участвовал в Ясско-Кишеневской операции, в ходе которой 24 августа был освобожден Кишенев (столица Молдавии), а затем в освобождении Болгарии. После этого бабушкин дядя участвовал в боях против венгров, в результате которых был освобожден Будапешт. А закончилась война для него на территории Чехословакии, после освобождения Праги 8 мая 1945 г. Этим моим родственником особенно гордится вся родня, т.к. он принимал участие в подготовке полета Ю. Гагарина в космос, тестируя космические скафандры.
Мой прапрадедушка Смольников Иван Алексеевич 1893 г. р. до Великой Отечественной войны работал председателем колхоза «Колос» в Тюменской области. Когда началась война, он хотел идти на фронт, но его не взяли по возрасту, в течение двух лет он продолжал работать в колхозе, а затем был отправлен в трудовую армию в город Омск, где трудился на Сибзаводе.
     На этом омском предприятии, как и на многих других, трудились в большинстве женщины, подростки и пожилые мужчины, как мой прапрадедушка. Здесь производились противотанковые мины, снаряды, корпусы и зарядные камеры для реактивных снарядов «Катюш», которых немцы боялись всю войну. Таким образом, прапрадедушка был тру-жеником тыла и имел медаль «За трудовую доблесть».
Итак, изучив некоторые вехи истории моих предков, я выяснила, что все они в той или иной степени помогали приближению Победы нашего народа над фашистской Гер-манией. Мне кажется, что неважно, кто из них был на фронте, а кто работал в тылу, помо-гая Красной Армии, важно, что все они внесли свой посильный вклад в борьбу с врагами своей страны. Очевидно, что история каждой семьи неразрывно связана с историей госу-дарства, в котором она живет. Я горжусь своими предками, которые не пожалели своих сил, а зачастую и жизни, для того, чтобы мы сейчас жили в мире и спокойствии.
     В последнее время на телевидении и в прессе мы видим множество проектов, по-священных Великой Отечественной войне, в связи с этим мы с моим педагогом по истории Ехлаковой Светланой Фёдоровной провели анкетирование среди моих одноклассников. Ответы нас отчасти обрадовали, поскольку все ребята знают, когда началась и когда закончилась война, кто был главным противником, кто одержал победу и каковы потери СССР в войне. Это говорит о том, что мои одноклассники интересуются историей. Гораздо сложнее дело обстояло с вопросами об участии их собственных родственников в приближении нашей Великой Победы. Около 50% ответили, что воевали прадедушки, при этом, даже называя их имена и фамилии, но, к сожалению, только один человек ответил, в каких войсках воевала прабабушка. Это говорит о том, что нужно больше общаться с представителями старшего поколения, которые расскажут о своих родителях, бабушках и дедушках. Я уверена в этом, потому что 80% опрошенных ответили, что дома у них хранятся разные памятные вещи о войне: медали, ордена, военные письма и фотографии военных лет. Это говорит о том, что память о прошедшей военной трагедии живет в наших семейных архивах, а это значит, что мое поколение не может остаться равнодушным к тем подвигам, которые совершали не просто представители нашего народа, но и члены семьи, и наша обязанность в благодарность за мирное небо – изучать эти героические события.